Говорил всем и говорить буду:
переезд в Краснодар это как и переезд в Новосибирск.
одни едут из крыжоплей, другие и цивилизаций
))))))
Но вот что я точно знаю, так это то, что даже из Нью-йорка человек приехавший в Новосибирск или Краснодар, попытался бы найти плюсы и написать именно о них...
вот скопипастил чей-то научный труд
особенности психо-эмоционального восприятия архитектурных форм городов
В настоящее время, одной из важнейших градостроительных проблем становится психологическое и эмоциональное восприятие элементов, формирующих неповторимый облик города. К сожалению, при проектировании и благоустройстве городских территорий, этой проблеме уделяют недостаточное внимание. В современном городе, при наличии развитой инфраструктуры и высоких технологий, подобное отношение к планированию должно в корне изменить свое направление.
Давно замечено, что каждый человек, проживающий в определенном ландшафте, по-особенному смотрит и «видит», создавая вокруг себя искусственную среду, созвучную и вписывающуюся в естественный природный комплекс. То есть человек оценивает мир визуально, сопоставляя его свойства: плоскостность, объемность, глубину и свое положение по отношению к части этого мира: внутреннее или внешнее. Визуальные впечатления формируют представления о различных видах пространства как объектах проектирования.
Характер пространства, природного и антропогенного, в котором человек формируется и существует, является определяющим фактором в его социальной психологии и поведенческих реакциях.
Современные понятия архитектурного пространства и архитектурной среды соотносятся как конкретные формы жизненных процессов и человеческого поведения, восприятия, ощущений и переживаний в конкретном пространственном окружении. Данный подход устанавливает роль пространства и человека в архитектуре.
Таким образом, в человеческом мировосприятии, миропонимании главными категориями являются пространство и время. Отношение к пространству пронизывает всю культурную и социальную среду человека. Не только национальные черты, но и конкретный исторический период определяют изменения в восприятии пространства. У современного человека, по утверждению психологов, представления о пространстве более чувственны, более эмоциональны, более подвижны, но менее визуальны, в отличие, например, от более геометричного и интеллектуального восприятия пространства человеком эпохи Возрождения.
Отношение ко времени и пространству формируется под влиянием целого ряда факторов: система расселения людей, концентрация населения; особенности климата; особенности ландшафта, его разнообразие и прочее.
Выявление особенностей восприятия городских пространств, изменений с течением времени социально-психологических характеристик элементов города в целом и его центра, является крайне необходимым для составления по-настоящему жизнеспособной программы реконструкции города, изменения его социально-психологического каркаса, которая учитывает не только утилитарные, но и образные свойства среды.
Углубляясь в суть рассматриваемой проблемы, хочется отметить, что вопросы территориальной организации населенных мест, как свидетельствует практика, перестали быть областью государственного планирования. Государство, по сути, отстранило от какого-либо бюджетного финансирования развитие расселения, градостроительства, редкостью стали генеральные планы городов.
В большинстве городов России существующие генеральные планы устарели, отсутствуют градостроительные прогнозы развития на перспективу с учетом изменившихся социальных, экономических и психологических условий. Поэтому необходим, прежде всего, пересмотр генпланов в аспекте решения структурных вопросов, включая территориальное развитие, развитие транспортной и инженерной инфраструктур.
Создание коммуникационного каркаса, размещение основных центров притяжения, формирование системы открытых пространств (природного комплекса) на основе оценки ресурсов и прогноза развития по комплексу факторов – вот какой должна стать главная задача генплана любого города сегодня. Ведь, лишь в том случае, когда этим вопросам будет уделяться больше внимания, можно говорить о том, что в перспективе город приобретет свой индивидуальный запоминающийся облик, благоприятно влияющий на психо-эмоциональное восприятие его как жителями, так и гостями.
К сожалению, сегодня в большинстве городов России ландшафт производит подавляющее и угнетающее впечатление однообразием городской застройки и близким контуром плотных насаждений. В этом случае, путешествуя наземным транспортом, пассажиры и водитель видят исключительно только стены двух - трех этажей или ряд однотипных деревьев по обе стороны проезжей части улицы. Гораздо благоприятнее для глаз динамичные плавные линии сопряжения дороги с ландшафтом, с желательным просмотром средних и дальних планов. Если глаз человека не успевает фиксировать отдельные выразительные формы и плотная растительность или застройка идентифицируются с глухой стеной, это быстро приводит к зрительному, и, следовательно, психо-эмоциональному утомлению.
Кроме того, за счет наблюдения ограждающих объектов психологически создается впечатление замкнутости. Роль таких объектов могут играть монотонный ритм обрамляющих профилей архитектурных сооружений, монументальные плоскости высоких зданий по четырем сторонам наблюдаемого пространства, которые как бы «отражают» попытки выйти взглядом за пределы оконтуренной ими среды, а также высотные одинаковые по типу сооружения. Ощущение различной степени замкнутости среды обязано, в основном, феномену зрительного восприятия, при котором монотонность или ритмичность экранирующих объектов, периметральность или пунктирность их расположения, наличие центрального объекта (статуя, фонтан, обелиск, купа деревьев) психологически оформляются в сознании как различная степень ограничения среды.
В свою очередь, составными частями комфортного эмоционально-психологического состояния любого гражданина являются чувство безопасности, защищенности и наличие положительных эмоций. Для автомобилиста, например, наиболее важно видеть как можно дальше полотно дороги, чтобы избежать неожиданных помех и препятствий.
При этом необходимо понимать за счет чего происходит такое восприятие, произвести анализ конкретных гармоничных связей отдельных элементов пейзажа, их масштаб, взаимные пропорции и соотнести их с габаритами человека-наблюдателя.
Можно с уверенностью сказать, что современное архитектурное пространство, в котором постоянно пребывает человек,– это подмножество пространств. Оно включает в себя равнозначные материальные элементы: формы, знаки, цвет, свет; нематериальные элементы: информационные, геометрические, тектонические; элементы социальных типов и социальных групп и т.д., связанные между собой коммуникативными связями.
Но нас интересует не само архитектурное пространство, а то, как пространство влияет на человека, находящегося в его границах, а также на другие смежные пространства. То есть необходимо рассматривать человека неотделимо от того пространства, в котором он находится.
Архитектор может моделировать то, каким должно быть пространство, удовлетворяющее всему комплексу физических, психологических и других потребностей человека. Благодаря использованию в проектном процессе структурных пропорций, мы имеем возможность воспринимать архитектурные элементы как реализацию замысла, идеи, сценария или событийной модели, заложенной автором. Как пример, переход к разноэтажной жилой застройке обеспечивает не только повышение ее плотности, но и художественную выразительность.
Ограниченный кругозор восприятия окружающего ландшафта может быть облагорожен устройством отдельных видовых окон, сформированных крупными растительными группами. Многоплановые виды обычно обязательно ориентированы на какую-либо особенность рельефа: причудливые скалы, плавные линии дальних хребтов, выразительная застройка на среднем и дальнем плане. Суммирование чередующихся впечатлений, получаемых от отдельных видов, составляет общее впечатление от окружающего ландшафта, делает его запоминающимся и узнаваемым. В наиболее роскошных формах ландшафта уникальные и долговременные особенности его становятся как бы визитной карточкой местности. Не меньшую роль играют искусственные компоненты ландшафта в виде зеленых насаждений. Ярким примером является Аппиева дорога от древнего Рима к морскому порту, обсаженная пиниями - соснами с зонтичной формой кроны и окруженная античными гробницами.
При проектировании очень важно учитывать такие привычные нам ежедневные чудеса природы, как восход солнца и его закат, игра цветовых форм на небосводе. Ведь именно им уделял человек огромное внимание с древнейших времен, возведя в божественный сан Зарю, Солнце, Луну и различные природные явления, входящие составной частью в каждый конкретный ландшафт.
Если анатомировать эмоциональное восприятие пейзажа, то можно вычленить возбуждающее или подавляющие действия на разные органы чувств каждого отдельного компонента природного ландшафта. Например, блеск зеркальной поверхности акватории и тишина по-другому воспринимаются человеком, чем шум ветра в кронах и вздыбившиеся волны реки.
К сожалению, такие эффекты и их воздействие на психику горожанина мало изучаются и практически не используются в проектировании городской застройки.
Безусловно, все перечисленные проблемы в большей степени касаются периферийных городов и так называемых «спальных районов» крупных населенных пунктов, где улицы почему-то не воспринимается как главный организующий и композиционный элемент, который по своей сути должен создавать свою уличную модель городского центра. Поэтому взамен функционального размежевания территорий должна осуществляться интеграция планировочной городской структуры; вместо застройки окраин – инвестиционно-строительная активность на всей территории города; на смену внешней экспансии - реконструкция всех освоенных территорий; вместо пассивного учета памятников культуры и архитектуры - интенсивная система реставрации, технической и функциональной модернизации зданий и сооружений.
Модель человеческого восприятия архитектуры города является очень гибкой и многогранной. Следствием этого является многообразие приемов и средств, составляющих его структуру.
И, можно сказать с уверенностью, что предприняв усилия для осознания воздействия природного ландшафта на психику человека архитектор будет иметь возможность увидеть теперь другими глазами антропогенный, искусственный ландшафт, проектируемый им самим.